вторник, 9 ноября 2021 г.

Самолетом, пароходом, поездом...

 Слово «транспорт» означает – «перемещение». Транспортом называют то, что перемещается в пространстве: плавает, летает, ездит и при этом перевозит людей и грузы.

В нашей жизни транспорт занимает ведущее место, порой мы даже не можем подумать о том, как бы мы жили без транспорта...

Да, действительно, нам очень сложно представить свою жизнь без транспорта: автобусов, троллейбусов, автомобилей, трамваев, поездов и самолетов.

Жизнь каждого из нас становится удобнее и легче благодаря транспорту, ведь машины наши друзья — с их помощью мы перевозим людей и грузы на далекие расстояния, можем строить высотные здания, и путешествовать в любую точку мира.

Давайте поговорим о том, какие виды транспорта существуют, чем они отличаются и затронем историю их возникновения.

Разновидности транспорта

Классификация видов транспорта весьма многогранна и отлична по способам передвижения, предназначению и по сезонам года.

По способу перемещения — самая яркая классификация транспорта, выделяют:

  • наземный- когда транспорт двигается только по земле или рельсам (автомобиль, троллейбус, автобус, поезд, трамвай);
  • водный – транспорт передвигается по реке или морю (катер, корабль, теплоход);
  • воздушный – транспорт летает по воздуху (вертолет, самолет).

Каждый вид транспорта был создан для чего-либо. Ведь по сути — это рабочие лошадки и выделяют следующие виды транспорта по предназначению:

  • пассажирский – транспорт, который перевозит людей, доставляя их по нужному адресу (автомобиль, автобус, самолет, трамвай) 4
  • гужевой – для перевозки груза (повозка, грузовой автомобиль)
  • специальный- используется в специальных профессиях (скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный – используется для уборки урожая, пашни (трактор, комбайн).
  • строительный — большое количество машин и спецтехники, которая помогает в строительстве зданий и дорог.
  • Есть и такие виды транспорта, которые используются в определенное время года.

    • зимний – транспорт, который отлично подходит для передвижения в зимнее время года (снегоход, аэросани, буэры).
    • летний — транспорт, используемый в теплую и жаркую погоду лета, весны и осени(велосипед, мотоцикл, квадроцикл, скутер).

    Для каждого из нас транспорт не диковинка, ведь мы с легкостью можем оказаться на другой стороне планеты всего лишь за несколько часов, благодаря авиационному виду транспорта – самолету. А всегда ли это было возможно? Конечно же нет, транспорт не всегда был под рукой у человека. Полистаем страницы истории транспорта...

    История изобретения транспорта

    Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Да и транспорта не было... Позднее, человек научился ездить на лошади. Люди могли перемещаться с одного места на другое, и самое главное – не пешком.

    Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение: он изобрел колесо, а вместе с ним понеслось развитие транспорта, начиная с телеги. Колесо –специальный диск со спицами, который вращается на оси. Впервые колесо было изобретено на Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры.

    Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали перевозить грузы.

    А после колеса и телеги, люди научились изготавливать различные повозки, колесницы, кареты, но они не могли ездить без посторонней помощи. Ведущей силой по-прежнему были животные — лошади и собаки...

    Первая паровая машина

    Вскоре человек додумался поставить котёл на колеса. Это стало началом появления паровой машины или паромобиля.

    Первая универсальная паровая машина была запатентована в 1784 г. английским изобретателем Дж. Уаттом. Основная часть паровой машины – чугунный вертикальный цилиндр, в котором находится поршень (деталь превращающая энергию сжатого газа в энергию поступательного движения), разность давления в правой и левой частях цилиндра приводит поршень в движение. Для повышения производительности машины Дж .Уатт использовал специальное устройство- конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором конденсировался пар- то есть превращался в воду. Затем вода из конденсатора обратно направлялась в котел, что позволило создать замкнутую систему.

    К началу ХХ века паровые машины были усовершенствованы до мощности 15 Mвт, развивавшие скорость до 1000 об/мин.

    Паровые машины, несмотря на свое преимущество, были громоздкими, тяжелыми и неэкономичными. Но самое главное то, что паромобиль положил начало появлению транспорта, который может передвигаться без посторонней помощи.

    Как изобрели велосипед

    Наверное, многие слышали известную фразу — «хватит изобретать велосипед». Под этим подразумевается то, что человек пытается совершать бесполезную деятельность, изобретая давно созданное. Давайте и мы «не изобретая велосипед», вспомним кто и каким образом изобрел велосипед? Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». В 1801 году в России был создан велосипед, он весил больше 40 кг и его называли «самокат». Современные самокаты куда более легкие и мобильные, нежели их первые варианты. Появлению первого велосипеда поспособствовал и даже изобрел уникальную модель лесничий Карл фон Дрез. В 1812 году после череды неурожаев, Карл фон Дрез подумал о том, чтобы создать более быстрое средство передвижения. Он придумал простое двухколёсное приспособление, которое имело руль и сиденье, благодаря которому скорость человеческого передвижения увеличилась. Так как у первого велосипеда – «дрезины» не было педалей, то передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь от земли. На «дрезине» можно было кататься со скоростью 15 км/час. 


    В 1863 году изобретатель Пьер Лалман усовершенствовал велосипед – на переднее колесо были установлены педали.
    Изобретателя поддержали инженер Пьер Мишо и промышленники братья Оливье, а вскоре новые машины стали выпускаться большими партиями и получили название -  велосипед. 
    Так, средство передвижения – велосипед получило более широкое распространение и продолжило совершенствоваться.
    В 1867 году изобретатель из Англии Каулер разработал модель велосипеда с металлическими спицами. А в 1870 году популярными стали велосипеды с огромным передним колесом и маленьким задним – «паук».

    Скорость «паука» могла достигать 30 км/час, но езда на таком велосипеде была небезопасной.  Любая маленькая кочка могла стать причиной падения с высокого велосипеда.

    В 1878 году англичанин Лоусон добавляет в велосипед важное усовершенствование – цепную передачу, теперь оба колеса будут одного размера. А в 1888 году шотландский изобретатель Джон Данлоп создает важную часть велосипеда – резиновые шины, благодаря которым ездить стало гораздо комфортнее. 

    Но это еще не все. Чтобы велосипед стал таким, каким мы видим его сейчас, ему были необходимы десятилетия – на создание тормозов, механизма свободного хода, подшипников для уменьшения трения, механизма переключения скоростей.
               История изобретения первого автомобиля          

Самым первым автомобилем в мире считается автомобиль с паровым двигателем, о нем мы узнали выше. Но он двигался за счет пара, а как же все-таки появился аналог нашего современного автомобиля?

Как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания  — все изменилось, и в 1885 году миру был представлен самый первый трехколесный автомобиль Карла Бенца.            Автомобиль передвигался за счет бензинового двигателя,  объем которого составлял 1,7 л. Трехколесная модель автомобиля управлялась за счет Т- образного руля.                                                           

История воздушного транспорта

Несмотря на раннее проектирование первого летательного аппарата Леонардом да Винчи в 1483 году, в воздух на протяжении трех веков никто не поднимался.

Весь опыт человеческого полета начался с летательных шаров, рулем которых был ветер. Впервые прототип воздушного шара создали Братья Монгольфье и пилот Джин-Франкос. Их модель воздушного шара практически ничем не отличается от современного аналога: полет осуществлялся за счет разницы температур — теплого газа внутри шара, и холодного — снаружи. В 1901 году Альберт Сантос-Дюмон на воздушном шаре с бензиновым двигателем пролетел большое расстояние -11 км над окрестностями Парижа.


После воздушных шаров начали появляться дирижабли – они могли пересекать океаны, и пролетать почти половину Земли. Позднее дирижабли начали применяться в военной авиации.


Со временем начали появляться вертолеты, планеры, самолеты и другие усовершенствованные модели воздушного транспорта.