среда, 14 февраля 2024 г.

Промыслы Южного Урала

 

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по
сей день, а некоторые не дошли до нашего времени. Народные промыслы УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех
веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его
существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные
уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые
самобытные мастера. 
БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ . Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты.
Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском
краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.
СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и
поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали
из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей
жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.
ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на
Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого
самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая
экспозиция самоваров местного производства.
УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья.
Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале
способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих
железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.
ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-
Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло
— лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого
направления — предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные
мастера и художники.
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На
территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских.
Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит,
мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не
только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем
Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.
ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА . Одним из направлений работы уральских мастеровых был и
керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги
Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты
Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для
храмов и монастырей Екатеринбургской Епархии.
КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты
Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское
предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов
.
Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом
пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских
мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью,
каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и
создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с
какими другими.
Но больше всего запоминается информация деткам, когда они могут не только посмотреть иллюстрации, но подержать изделия мастеров в руках, рассмотрев их детально.