вторник, 12 декабря 2023 г.

Подвижные игра народов Южного Урала

 Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне.



Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Задача. Познакомить с новой русской народной игрой. Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через нек5оторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси – гуси!
- Га – га –га!
- Есть хотите?
- Да – да – да!
- Гуси-лебеди! Домой»
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Методические приемы: слушание и пение русской народной песни «Два веселых гуся», беседа о повадках гусей.
Материал: маска волка, грамзапись русской народной песни «Два веселых гуся»
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, беги же домой!»


Русская народная игра «Заря – зарница»

Задача. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
 Заря – зарница,
             Красная девица,
            По полю ходила,
            Ключи обронила,
            Ключи золотые,
            Ленты голубые,
            Кольца обвитые –
            За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)
Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Русская народная игра «Птицелов»
 
Задача. Познакомить с новой русской народной игрой. Учить детей подражать крику птиц.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:  
          В лесу, во лесочке,
                     На зеленом дубочке,
                     Птички весело поют,
                     Ай!  Птицелов идет!
                     Он в неволю нас возьмет,
                     Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Методические приемы: слушание пения птиц в грамзаписи.
Материал: грамзапись с пением птиц, платок.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.


Русская народная игра «Жмурки»

Задача. Познакомить с русской народной  игрой.  Упражнять в умении ловить детей с завязанными глазами. Воспитывать дружеские взаимоотношения (предупреждать об опасности).
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Методические приемы: выбор водящего – жмурки с помощью считалки. Выработка с детьми правила: если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
Материал: платочек.
Дополнительные рекомендации: правила игры: играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
Башкирская народная игра «Медный пень»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа, объяснить значение слова «джигит».
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:
- Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Методические приемыузнавание башкирской народной мелодии. Выработка с детьми правила: победитель становится хозяином.
Материал: грамзапись башкирской народной мелодии, стулья.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Бежать только по сигналу.


Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой. Упражнять в беге в рассыпную по всей площадке с увертыванием. воспитывать честность.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Методические приемы: выбор детей – «пеньков» по считалке. Выработка с детьми нового правила: осаленные пеньки тоже могут касаться детей, превращая их в пеньки.
Материал: считалки.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Башкирская народная игра «Палка-кидалка»

Задача. Познакомить с новой башкирской игрой.  Упражнять детей в метании предмета вдаль. Развивать внимание, ловкость. Воспитывать взаимовыручку.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми:  пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.
Материал: считалка, палка, длиной 50 см
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

 Татарская народная игра «Займи место»

Задача. Познакомить детей с новой татарской игрой. Развивать ритмичность движений, упражнять в быстром беге.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:   Как сорока стрекочу,
                                    Никого в дом не пущу.
                                    Как гусыня гогочу,
                                    Тебя хлопну по плечу –
                                    Беги!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Методические приемы: водящего выбирают считалкой. Выработка правила детьми: бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Продолжать знакомить детей  с традициями татарского народа, чтение татарской сказки «Умная девушка»
Материал: считалка, иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Круг должен сразу остановится при слове «беги». Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Татарская народная игра «Ловишки»
Задача. Познакомить с новой татарской игрой. Упражнять в беге взявшись за руки вдвоем, втроем, вчетвером и т.д. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость. Воспитывать чувство коллективизма.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т.д. они ловят  бегающих, пока не поймают всех.
Методические приемы: считалкой выбирается ловишка.
Материал: считалка.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Татарская народная игра «Перехватчики»

Задача. Познакомить с новой татарской игрой. Упражнять  в беге врассыпную через площадку. Воспитывать честность.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
          Мы умеем быстро бегать,
          Любим прыгать и скакать.
         Раз, два, три, четыре, пять!
         Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Методические приемы: выбор ловящего считалкой, выработка с детьми правила: водящим становится последний из запятнанных детей, запятнанные уходят в условленное место.
Материал: считалка.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой.
Удмуртская  народная игра «Догонялки»

Задача. Познакомить с удмуртской народной игрой. Упражнять в беге с увертыванием. Учить находить общее с русской народной игрой «Ловишки»  и различия с татарской игрой «Ловишки»
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
Пять бород, шесть бород,
Седьмой – дед с бородой.
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный выходит из игры.
Методические приемы: знакомство с традициями и бытом удмуртского народа, рассматривание иллюстраций, чтение удмурской сказки «Звезды».
Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Когда осалены 3-4 игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Удмуртская народная игра «Охота на лося»

Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Научить определенному способу набрасывания аркана. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде).  В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан.
Методические приемы: рассмотреть аркан и научиться определенному способу набрасывания аркана. Выработка правила детьми: вести счет до определенного количества очков.
Материал: аркан, рога.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.


Удмуртская народная игра «Игра с платочком»
Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Закреплять бег друг за другом. Воспитывать  внимание, взаимопонимание.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
Методические приемы: считалкой выбирается ведущий
Материал: считалки
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
Чувашская народная игра «Хищник в море»

Задача. Познакомить детей с новой чувашской игрой. Упражнять детей в прыжках через веревку; развивать смелость, ловкость и умение действовать по сигналу.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. на одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни чувашского народа, рассматривание иллюстраций.
Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», веревка, столбик.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута
Чувашская народная игра «Луна или солнце»

Задача. Познакомить с новой чувашской игрой. Учить детей договариваться между собой, делиться на команды. Упражнять в перетягивании друг друга через черту.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Методические приемы: выбор капитанов считалкой.
Материал: считалка.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Мордовская народная игра «Раю – раю»

Задача. Познакомить с новой мордовской игрой. Учить детей делиться на команды по выбору. Воспитывать честность.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
         Раю-раю, пропускаю,
        А  последних оставляю.
        Сама мать пройдет
        И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга.. перетянувшая команда считается победительницей.
Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни мордовского народа, рассматривание иллюстраций, чтение мордовской сказки «Пугливая мышь»
Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.  
 Марийская народная игра «Катание мяча»

Задача. Познакомить с новой  марийской игрой. Упражнять в прокатывании мяча. Воспитывать ловкость, меткость.
Средства. Подвижная игра.
Содержание игры. Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка *(диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется  и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условленное количество очков.
Методические приемы: познакомить с национальными устоями и образом жизни марийского  народа, рассматривание иллюстраций, чтение марийской сказки «Богатырь из теста»
Материал: иллюстрации из альбом «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.