Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в
формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские
народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными
энциклопедиями и обучающей литературой?
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с
самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного
детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с
миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в
целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества.
Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект,
помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции
других людей.
Но нам следует предостеречь родителей - не все
народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках
собранных А. Н. Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха;
в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может
расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему
малышу сказку, проанализируйте ее сами.
Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной
ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное
любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на
волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Пожелания
на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как
котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую
спокойную сказку.
В психологии есть даже отдельное направление -
сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с
главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может
примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и
разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством
сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них.
Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и
усидчивым.
Каждому возрасту ребенка подходит своя, особенная
сказка. Кроме назидания малышам, она поможет высмеять лень или глупость,
излишнее мечтательство или болтливость, хитрость, глупость, жестокость.
Известно, что дети любят слушать и читать русские
народные сказки только лет до семи. Позднее этого возраста, их уже не
привлекают слегка устаревшие герои. Хотя конечно есть и исключения.
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три
года) сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и
рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на
картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно
показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с
ним. Младшим дошкольникам рекомендовано прочитать сказки: «Колобок»,
«Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Гуси -
лебеди», «Снегурочка и лиса», «У страха глаза велики», и т.д.
Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и
читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые
попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и
достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории
этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он
уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. «Поди туда - не
знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван - вдовий сын», «Василиса
Прекрасная», «Финист - ясный сокол», «Чудесные ягоды», «Марья Моревна», «Сказка
о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Липунюшка».
Уважаемые родители, не забывайте, что именно сказки в
совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему
жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то
информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и
долгих нотаций.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!