Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в
ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта
человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве
своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить
различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации
детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к
жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно
в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные
воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми
разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и
художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевидение. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её
содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет
кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы,
развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная
необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его
нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя
ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным,
«крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка
подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и
приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья
- вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре
предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его
фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру
игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре
ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре
развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для
формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство
от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей,
весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего
ребёнка.